Газомоторная техника в России: проблемы и перспективы

Газомоторная техника в России: проблемы и перспективы

В рамках деловой программы выставки «Агросалон-2014» состоялся круглый стол на тему «Газомоторная техника – выгода и экологическая безопасность», организованный компанией AGCO-RM в партнерстве с Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) и ООО «Газпром газомоторное топливо». В мероприятии также приняли участие представители Минсельхоза РФ, группы компаний «КАМАЗ», компании «Газпром нефть» и промышленной группы «ГАЗ».



В рамках круглого стола эксперты обсудили возможности и перспективы использования газомоторной техники в России. Собравшиеся отметили высокую важность расширения возможностей внедрения газомоторной техники в связи с тем, что газ в качестве моторного топлива намного более выгоден и экологически безопасен. По мнению выступавших, необходимо в скорейшем времени разработать законы и нормы, регулирующие использование внедорожной двухтопливной техники. Ее применение существенно сокращает не только уровень выбросов, но и объемы использования ископаемого топлива.

В соответствии с распоряжением правительства РФ, к 2020 году в субъектах РФ количество техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, должно составить до 50% общего количества техники. Однако, как отметила представитель Минсельхоза РФ Елена Щукина, основным барьером на пути реализации программы является отсутствие передвижных заправочных комплексов. «Минсельхоз считает крайне важным обновление парка сельскохозяйственной техники и стимулирование приобретения высокотехнологичных машин, работающих на природном газе. Министерство транспорта РФ в настоящее время также разрабатывает государственную программу внедрения газомоторной техники с подпрограммами в том числе по сельскому хозяйству. Мы уже подготовили свои предложения для данной программы и направили их в Министерство транспорта», – прокомментировала эксперт.

От компании AGCO-RM (представляющей корпорацию AGCO в России) на мероприятии выступил директор по развитию финского бренда Valtra Алексей Кутин. Он рассказал об опыте Valtra по созданию тракторов на газомоторном топливе и их адаптации к особенностям российского сельского и коммунального хозяйства. По словам А. Кутина, производительность тракторов, работающих на двух видах топлива, абсолютно идентична обычным тракторам в равных условиях работы. «Двухтопливный трактор способен работать до 8 часов, и если газ заканчивается, автоматика переключает машину на дизель. При этом в нашей технике мы предлагаем использование до 80% газа и 20% дизельного топлива. Для клиентов важно также отметить гораздо более низкие затраты на эксплуатацию. Практика показала, что владелец такой техники может сэкономить до 450 тыс. рублей в год», – прокомментировал А. Кутин.

Эксперт промышленной группы «ГАЗ» Максим Головнов подчеркнул важность пополнения линейки компании машинами, работающими на газе. Так, он анонсировал появление в 2015 году в серии Next новой модели автомобиля Ural Next, работающего на метане. Эксперт добавил: «Полноприводные автомобили на газе появятся в России только со следующего года. Это позволит сэкономить 35 млн рублей в год, и таким образом авто окупается за 9 лет только благодаря экономии топлива».

От компании «Газпром нефть», располагающей семью заправочными узлами в России, выступил Егор Егоров. Он констатировал, что реализация конвертированного природного газа (КПГ) в России выросла на 16%. Эксперт считает, что в большей степени на такой результат повлияла акция, запущенная компанией в сентябре 2013 года. «Акция заключалась в бесплатной установке газомоторного оборудования на коммерческий транспорт. Могу сказать, что, несмотря на стереотипы о неудобстве использования газового топлива, количество пользователей, переходящих на него, значительно увеличилось», – пояснил Егор Егоров.

Представитель ООО «Газпром газомоторное топливо» (ГМТ) Борис Ранетов отметил тенденцию по увеличению объема вводимой газомоторной инфраструктуры и широкий спектр возможностей по осуществлению заправки, в том числе наличие мобильных заправочных комплексов. Главной целью компании на ближайшую перспективу он считает расширение использования газомоторного топлива, в первую очередь благодаря использованию предоставляемых ГМТ совместно с Московским газоперерабатывающим заводом заправочных модулей аккумулятора газа. По словам Б. Ранетова, при средней стоимости газового топлива в сентябре по ЦФО на уровне 13 руб. 60 коп. и дизельного топлива на уровне 32 руб. 10 коп. месячная экономия на испытуемом газомоторном тракторе составила до 46% при газодизельном цикле по сравнению с дизельным аналогом. ООО «Газпром газомоторное топливо» совместно с ОАО «МГПЗ» предлагают новые модули аккумуляторов газа для мобильных заправок и отмечают экологическое преимущество метана перед бензином: уровень вредных выбросов в атмосферу от 1000 тракторов снижается, таким образом, до 600 т в год.

По итогам круглого стола его участники договорились направить результаты обсуждения в правительство РФ.