Кто есть кто на российском рынке колесных тракторов. Тяговый класс 6,0 и выше

Кто есть кто на российском рынке колесных тракторов. Тяговый класс 6,0 и выше

Артем Елисеев, эксперт-аналитик

«Аграрное обозрение» заканчивает публикацию цикла статей, посвященных рынку сельскохозяйственных тракторов. Сегодня речь пойдет о тяговом классе 6,0 и выше.


В настоящее время на территории Российской Федерации действует ГОСТ 27021-86 «Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Тяговые классы», введенный в действие в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.1987 г. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.10.1986 г. №3047 стандарт СТ СЭВ 628-85.

В соответствии с указанным стандартом тяговый класс трактора определяют по значению номинального тягового усилия, которое в свою очередь определяют расчетным или экспериментальным путем. Большое значение при определении тягового класса сельскохозяйственных тракторов имеют тип ходовой системы и эксплуатационная масса трактора, от которых во многом и зависят его тягово-сцепные свойства.

Тракторы тягового класса 6,0 и выше имеют значение номинального тягового усилия в диапазоне от 54,0 до 108,0 кН.

Сегмент рынка высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше за 2005–2008 годы вырос в 6,5 раза и достиг объема в 669 единиц.

Диаграмма 1 демонстрирует стабильный рост в период с 2006 по 2008 год, который в среднем составлял 87,4% в год.



Рост сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше в Российской Федерации был наиболее высоким в 2006 году – 357 физических единиц против 89 единиц в 2005 году, или более чем в 3 раза. По итогам 2007 года (к 2006 году) рост составил 39,5%, или на 141 физическую единицу.

Наибольший объем продаж в сегменте отмечен по итогам 2008 года и составил 669 физических единиц. Рост к уровню 2007 года – 34,3%, или 171 физическая единица.
В докризисный период 2005–2008 гг. общий объем сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше в Российской Федерации составил 1613 физических единиц.

По диаграмме 1 можно оценить и ощутимое влияние мирового финансово-экономического кризиса на сегмент высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше. Так, в кризисный для всех отраслей экономики 2009 год наблюдается резкое падение объема рынка в рассматриваемом сегменте, которое составило более 86% (к уровню 2008 г.), или 580 физических единиц.
Объем сегмента колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше в 2009 году составил менее 25% от уровня 2006 года и насчитывал 89 физических единиц, что соответствует уровню 2005 года.

По прогнозным оценкам, объем высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше в Российской Федерации по итогам 2010 года не превысит 33 физические единицы, при этом падение к уровню 2009 года составит 62,9%, а к уровню 2008 года более 95%.

Диаграмма 2 иллюстрирует динамику сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российской Федерации в разрезе тяговых классов 6,0 и 7,0 и выше за период с 2005 по 2010 год.



Так, объем сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 в 2005 году составил 79 физических единиц, а тракторы тягового класса 7,0 и выше составили всего 10 физических единиц. По итогам 2006 года объем сегмента тракторов тягового класса 6,0 – 245 физических единиц, а тягового класса 7,0 – 112 физических единиц. По итогам 2007 года объем сегмента тракторов тягового класса 6,0 – 408 физических единиц, а тягового класса 7,0 – 90 физических единиц. По итогам 2008 года объем сегмента тракторов тягового класса 6,0 – 569 физических единиц, а тягового класса 7,0 – 100 физических единиц. По итогам 2009 года объем сегмента тракторов тягового класса 6,0 – 67 физических единиц, а тягового класса 7,0 – 22 физические единицы. По прогнозным оценкам 2010 года, объем сегмента тракторов тягового класса 6,0 составит 24 физические единицы, а тягового класса 7,0 – 9 физических единиц. Перечисленные цифры свидетельствуют о том, что в структуре сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российской Федерации объемы продаж тракторов тягового класса 6,0 значительно превышают объемы продаж тракторов тягового класса 7,0 и выше.

На диаграмме 3 приведена структура сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российской Федерации в разрезе тяговых классов 6,0 и 7,0 и выше за 2005–2010 гг.



Так, по данным диаграммы 3, наибольший удельный вес в структуре сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российской Федерации занимают тракторы тягового класса 6,0 и составляют от 68,6% в 2006 году до 88,8% в 2005 году, а в среднем за 2005–2010 годы – 78,7%.

Удельный вес тракторов тягового класса 7,0 и выше варьируется в диапазоне 11,2–31,4%, а среднее значение за исследуемый период составляет 21,3%.

Главная причина резкого падения объемов продаж в сегменте связана с тем, что основными поставщиками высокоэнергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 6,0 и выше на российский рынок являются производители стран дальнего зарубежья (диаграмма 4).



Основными поставщиками высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российскую Федерацию в разрезе тягового класса 6,0 и выше являются такие транснациональные корпорации, как Case New Holland, John Deere, Buhler
Versatile и AGCO.

CASE NEW HOLLAND

Транснациональная корпорация Case New Holland за период 2005–2009 гг. поставила на российский рынок 670 физических единиц высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов. При этом корпорация ежегодно увеличивала объемы поставок: в 2005 году было продано 16 физических единиц, в 2006 году поставки увеличились более чем в 10 раз и составили 189 единиц. По итогам 2007 года поставки к уровню предыдущего года увеличились еще на 17,5%, а в 2008 году – еще на 1,8% и составили 226 единиц.

Мировой финансово-экономический кризис остро сказался на поставках Case New Holland. Их объем в 2009 году снизился более чем на 92% и составил 17 единиц. По оценкам, в 2010 году поставки продолжили снижаться (на 52,9%) и составили 8 единиц.

JOHN DEERE

Компания John Deere за период с 2005 по 2009 год поставила на российский рынок более 800 единиц высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше. В 2005 году объем поставок таких тракторов составил 33 единицы, в 2006 году вырос более чем в  2,6 раза. В 2007 году поставки выросли к предыдущему году на 81,8% и составили 220 единиц. Наибольший объем поставок высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше компанией John Deere был осуществлен в 2008 году и составил более 400 единиц, что на 85,9% больше результатов 2007 года.

Кризисные явления в экономике 2009 года повлияли на поставки тракторов компанией John Deere: объем снизился более чем на 94,5% и составил 22 единицы.

По прогнозным оценкам, поставки в 2010 году составили не более 10 единиц, снижение – 54,5% к уровню 2009 года.

BUHLER VERSATILE

Канадский производитель Buhler Versatile в период с 2005 по 2009 год поставил российскому сельскохозяйственному товаропроизводителю более 210 единиц высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше. При этом наибольший объем поставок отмечен по итогам 2007 года и составил 55 единиц (рост к уровню 2006 года 17%), что, впрочем, не намного больше результатов 2006 года, когда на российский рынок было поставлено 47 единиц высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов. По итогам 2008 года поставки снизились на 41,8% и составили 32 единицы, а по итогам кризисного 2009 года был, как ни странно, отмечен рост на 15,6%. Однако влияние финансового кризиса Buhler Versatile все же ощутил на себе, но уже в 2010 году, когда общий объем поставок, по предварительным оценкам, снизился более чем на 60% и составил 12 единиц.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

Анализ структуры сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российской Федерации в разрезе тягового класса 6,0 и выше за 2005–2010 гг. демонстрирует олигопольное положение транснациональных корпораций Case New Holland, John Deere и Buhler Versatile (диаграмма 5).



В соответствии с данными, приведенными на диаграмме 5, по итогам 2005 года компания Buhler Versatile занимала лидирующее положение в сегменте с долей немногим менее 45%. John Deere в указанный период занимал долю в 37%, а Case New Holland – 18%.
В период с 2006 по 2008 год John Deere увеличил свое присутствие в сегменте с 33,9% до 61,1%, у транснациональной корпорации Case New Holland ухудшились рыночные позиции с 52,9% в 2006 году до 33,8% в 2008 году. Что касается компании Buhler Versatile, то ее позиции в сегменте с 2005 по 2008 год ухудшились с 44,9% в 2005 году до 4,8% в 2008 году.

Кризисный 2009 год внес свои коррективы в структуру сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов: доля Buhler Versatile выросла и составила более 41%, на John Deere пришлось 24,7% рынка, а Case New Holland получил 19,1%.

По прогнозным оценкам, в 2010 году структура сегмента стабилизировалась на уровне: Buhler Versatile – 36,4%, John Deere – 30,3%, Case New Holland – 24,2%, AGCO – 9,1%.

Экономически благоприятные условия 2005–2008 гг. способствовали развитию сегмента рынка сельхозтехники с высокими технико-эксплуатационными качествами и в более высоком ценовом диапазоне. Однако мировой финансово-экономический кризис, наступивший в конце 2008 года, активная фаза которого пришлась на 2009 год, значительно повлиял на рынок сельскохозяйственной техники, в том числе и на сегмент высокоэнергонасыщенных тракторов, объем которого в 2009 году, как уже было сказано выше, снизился на 86,7%.

Кроме того, меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по поддержке российских сельхозмашиностроителей, способствуют сокращению объема поставок импортной сельскохозяйственной техники, заставляя производителей организовывать в первую очередь сборочные производства на территории Российской Федерации. Поэтому предвидимая стратегия транснациональных компаний, которые собираются работать на территории России, заключается в организации производственных мощностей – первоначально «отверточной сборки» с последующей локализацией. Однако в связи с ограниченным спросом на высокоэнергонасыщенные сельскохозяйственные колесные тракторы в России организация производств на территории нашей страны экономически нецелесообразна. Именно поэтому в данном сегменте следует ожидать со стороны производителей стран дальнего зарубежья (John Deere, Case New Holland Global N.V., Buhler Industries Inc., AGCO) активного, иногда и достаточно агрессивного продвижения своей продукции, в том числе с применением нерыночных механизмов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Между тем складывающаяся в России ситуация способствует развитию собственного производства высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше. Стоит отметить, что в рассматриваемом сегменте активное участие начинает принимать ЗАО «Петербургский тракторный завод». Так, им разработаны высокоэнергонасыщенные сельскохозяйственные колесные тракторы «Кировец» серии К-9000 (таблица 1).



По информации производителя, тракторы К-9000 открывают новое, шестое поколение семейства «Кировец». Они унаследовали и развили лучшие черты предыдущих серий – высокую производительность, простоту и надежность конструкции, агрегатирование со всевозможными орудиями и машинами.
Отличительными особенностями серии К-9000 являются:

- улучшенные условия работы оператора: увеличена площадь остекления; установлены камера обзора орудия, система климат-контроля, аудиоподготовка и подготовка под установку систем точного земледелия (на базе GPS); разработана новая эргономичная система управления (кнопочное управление гидравликой рабочего оборудования и работой КПП);

- увеличенная до 516 л.с. мощность серии: предлагается пять уровней мощности от немецких турбодизелей Mercedes класса Евро 2, выдающих одни из самых лучших показателей по расходу топлива;

- продвинутая гидросистема рабочего оборудования: увеличена максимальная производительность аксиально-поршневого насоса до 190 л/мин; применяется гидросистема с закрытым центром, чувствительная к нагрузке; установлены 5 пар выносных линий с электрорегулировкой на каждой секции;

- усиленное навесное устройство: грузоподъемность до 10 тонн; 4-я категория трехточечной навески с механизмом быстрого сцепления и электрогидравлической системой позиционного регулирования (EHR) и др.

Между тем одним из основных поставщиков на российский рынок высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше остается компания John Deere с модельным рядом серии 9030 (таблица 2).



В настоящее время компанией производится пять моделей этой серии с диапазоном мощности двигателей от 280 до 530 л.с. При этом в Российскую Федерацию поставляются четыре модели – 9330 (375 л.с.), 9430 (425 л.с.), 9530 (475 л.с.) и 9630 (530 л.с.). Эти тракторы оснащаются новым двигателем John Deere PowerTech Plus c рабочим объемом 13,5 л.

Топливная система с насос-форсунками и электронным управлением впрыска имеет ряд преимуществ: высокое давление впрыска – до 1800 атм.; высокий гидравлический КПД; низкий удельный расход топлива. Двигатель имеет постоянный крутящий момент в диапазоне от 1600 до 1900 об/мин. Система привода вентилятора VariCool является неотъемлемой частью конструкции капота. Воздушные потоки, идущие от двигателя, проходят через специальные направляющие отверстия. Направление воздушных потоков, поступающих из отверстий, производится в противоположную от грунта сторону для снижения воздействия на растения и почву. Воздушные потоки также направлены в противоположную от кабины сторону, чтобы устранить прямое воздействие тепла от двигателя на стекло кабины и предотвратить снижение эффективности системы кондиционирования воздуха.

Тракторы John Deere серии 9030 оснащены автоматической ступенчатой коробкой передач Automatic PowerShift   с шестернями, находящимися в постоянном зацеплении, и фрикционными муфтами с электрогидравлическим приводом управления. Количество ступеней – 18 переднего хода и 6 заднего с диапазоном скоростей от 2 до 42 км/ч. Система PowerShift   позволяет механизатору переключать передачи без разрыва потока мощности, выбирать необходимый режим работы в зависимости от изменения нагрузки на агрегатируемую машину.

Тракторы серии 9030 имеют раздельно-агрегатную компоновку, которая состоит из трех частей. Поворот трактора осуществляется благодаря угловому смещению полурам относительно вертикального шарнира. Максимальный угол горизонтального смещения полурам – 42 градусов, а вертикальное смещение полурам относительно друг друга – 15 градусов. Передний и задний мосты на серии 9030 имеют ось длиной 3048 мм с диаметром на моделях 9330 и 9430 – 110 мм и на моделях 9530 и 9630 – 120 мм.

Дополнительные сменные балластные грузы на переднюю и заднюю оси, а также на раму трактора позволяют эффективно достичь требуемых эксплуатационных характеристик. Возможность балластировки позволяет добиться требуемого буксования 8–12%. Массу трактора можно регулировать в большом диапазоне: модель 9330 – от 13 562 до 20 412 кг; модель 9430 – от 15 105 до 23 133 кг; модели 9530 и 9630 – от 15 105 до 24 494 кг.

Гидросистема тракторов выполнена по принципу системы, чувствительной к нагрузке, на базе регулируемого насоса «закрытая система». Производительность насоса – 182 л/мин. Для работы с внешними потребителями в гидросистему входит четыре гидрораспределительных секции с электрогидравлически управляемыми золотниками (5-я и 6-я секции – опция). Система Touch Set применяется для управления потоком масла на каждую гидрораспределительную секцию, которая позволяет из кабины регулировать скорость потока и устанавливать таймер работы насоса до 59 секунд либо на постоянный режим.

Транснациональная корпорация Case New Holland в сегменте высокоэнергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 6,0 и выше представлена в Российской Федерации тракторами STX Steiger и тракторами серии Т 9000.

Производителем тракторов STX Steiger является Case IH. Всего производится четыре модели универсального трактора серии STX с двигателями максимальной мощности от 380 до 580 л.с. (таблица 3). Модели STX 380, STX 430, STX 480, STX 530 имеют прочные мосты и укрепленные рамы. Они оснащены двигателем Cummins.

Высокоэнергонасыщенные колесные сельскохозяйственные тракторы тягового класса 6,0 и выше от транснациональной корпорации Case New Holland представлены также серией Т 9000 производства New Holland (таблица 4). Это тракторы мощностью от 384 до 535 л.с., они оснащены двигателем Cummins QSX и New Holland Cursor.



ЦЕНЫ

В таблице 5 приведены цены прайс-листов дилеров на некоторые высокоэнергонасыщенные колесные сельскохозяйственные тракторы тягового класса 6,0 и выше, представленные на российском рынке.



Так, тракторы, производимые одним из подразделений транснациональной корпорации Case New Holland – Case IH, на территории Российской Федерации реализуются конечному потребителю по ценам в пределах от 7613 тыс. рублей с НДС за трактор с мощностью двигателя 435 л.с. до 8887 тыс. рублей с НДС за трактор с мощностью двигателя 535 л.с.

Эти тракторы с высокотехнологичным оборудованием и высоким уровнем комфортности обычно оснащаются автоматической коробкой передач.
Сравнительный анализ цен некоторых предлагаемых на российском рынке высокоэнергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше показывает, что стоимость 1 л.с. трактора варьируется в пределах от 11,4 тыс. рублей с НДС до 17,5 тыс. рублей с НДС (диаграмма 6).



Источник: журнал «Аграрное обозрение», №1, 2011 год