Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Артём Елисеев, эксперт-аналитик
«Аграрное обозрение» продолжает публикацию цикла статей, посвященных рынку сельскохозяйственных тракторов. Сегодня речь пойдёт о тяговом классе 4,0.

Тракторы тягового класса 4,0 предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ общего назначения: основная пахота и предпосевная обработка почвы, посев и уборка зерновых и технических культур в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов, а также транспортных и погрузо-разгрузочных работ.

Технологическая потребность
Технологическая потребность агропромышленного комплекса Российской Федерации в сельскохозяйственных колесных тракторах тягового класса 4,0 на 1000 га пашни превышает значение 2,1 эталонной единицы, что соответствует 239,17 тыс. эталонных единиц (диаграмма 1, при площади пашни в объеме 115356,8 тыс. га).



Наибольшая технологическая потребность в колесных сельскохозяйственных тракторах тягового класса 4,0 в Российской Федерации отмечается в Приволжском федеральном округе и составляет 27,7% от общей потребности или 66,19 тыс. единиц. Средняя потребность по округу составляет 4728 единиц, среди них особо стоит отметить Оренбургскую (11127 ед.), Саратовскую (10815 ед.), Самарскую (5590 ед.) области, Республики Башкортостан (6921 ед.) и Татарстан (6495 ед.).
Немногим меньшая потребность в таких тракторах и в Южном федеральном округе – 25,1% или 59945 единиц. Наибольшая доля потребности приходится на такие субъекты, как Ростовская (15734 ед.) и Волгоградская (15350 ед.) области, а также на Ставропольский (10802 ед.) и Краснодарский (10706 ед.) края.
Доля Сибирского федерального округа в общей потребности в сельскохозяйственных энергоемких колесных тракторах тягового класса 4,0 составляет 23,6% или 56545 эталонных единиц. Наибольшая потребность отмечается в регионах, традиционно занятых сельскохозяйственным производством – Алтайском крае (16149 ед.), Омской области (10134 ед.), Новосибирской области (9045 ед.).
Доля Центрального федерального округа составляет 11,5% или 27429 эталонных единиц. Примерно такой же объем потребности отмечается и в Уральском федеральном округе – 10,0% или 23890 эталонных единиц. В этих двух округах можно выделить следующие субъекты Российской Федерации: Воронежскую (3662 ед.), Тамбовскую (2468 ед.) и Курскую (2297 ед.) области в ЦФО, Курганскую (6857 ед.), Свердловскую (4294 ед.), Тюменскую (4201 ед.) области в УФО.
Наименьшая доля в потребности колесных тракторах тягового класса 4,0 в Дальневосточном (1,3%) и Северо-Западном (0,8%) федеральных округах.
В целом потребность в энергоемких колесных тракторах тягового класса 4,0 составляет 25,3% от общего объема потребности агропромышленного комплекса в колесных тракторах (в соответствии с нормативами потребности колесных сельскохозяйственных тракторов на 1000 га пашни в Российской Федерации).

Ресурсосберегающие технологии
Применение в сельскохозяйственном производстве энергоемких тракторов продиктовано условиями рыночной экономики, а именно потребностью в конкурентоспособности производимой продукции, требованием к снижению ее себестоимости при одновременном увеличении объемов производимой продукции и рентабельности.
В настоящее время увеличение эффективности сельскохозяйственного производства немыслимо без внедрения современных энерго– и ресурсосберегающих технологий, а значит, и без использования современных технических средств. Такими технологиями в современной аграрной практике является применение минимальной и нулевой обработки почвы с одновременным использованием технических средств, позволяющих выполнять несколько агротехнических операций за один технологический проход. Следовательно, применение широкозахватных агротехнических комплексов невозможно без энергонасыщенных сельскохозяйственных тракторов с соответствующими тягово-сцепными свойствами.
Минимальная обработка позволяет обеспечить уменьшение механических воздействий машинно-тракторного агрегата, сокращение технологических проходов по полю. Нулевая обработка почвы предусматривает прямой посев семян в почву, предварительно обработанную гербицидами.
Практика применения ресурсосберегающих технологий показывает, что в равных агроклиматических условиях обеспечивается практически равный валовой сбор сельскохозяйственных культур в сопоставлении с традиционной технологией их возделывания, но ресурсосберегающая технология в 2 раза менее энергоемка и на 12-17 кг снижает расход ГСМ на гектар обрабатываемой площади. Кроме того, для ресурсосберегающих технологий характерно увеличение урожайности зерновых озимых культур на 1,3-5,4 ц/га в засушливые годы.
Основным недостатком ресурсосберегающих технологий является увеличение засоренности посевов сорной растительностью и вредителями, что приводит к соразмерному увеличению затрат на средства химической защиты растений. По оценкам экспертов, засоренность сорняками в первый год применения технологии возрастает на 30%, второй и третий – в два раза. С учетом негативного воздействия рассматриваемых технологий (ресурсосберегающих) применение их должно быть обоснованным и чередоваться с традиционной в системе севооборотов с учетом предшествующей культуры, фитосанитарной обстановки и физико-механического состояния почвы каждого участка поля.
Применение энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 позволяет внедрять в сельскохозяйственное производство энерго– и ресурсосберегающие технологии. Следует отметить, что именно разработка этих технологий и внедрение их в производство способствовало развитию рассматриваемого сегмента рынка.

Общая динамика рынка
Принимая во внимание историю
развития российского сельскохозяйственного производства, а именно в среднем небольшие карты полей до 2000 года и направление на интеграцию и создание крупных по размеру площади пашни агрохолдингов после 2000 года, не трудно заметить соответствующее развитие рынка колесных тракторов.
Так, сегмент рынка энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 за 2005-2007 годы вырос более чем в 2 раза (диаграмма 2) и достиг объема 950 единиц.



Диаграмма 2 свидетельствует о стабильном развитии сегмента рынка колесных тракторов тягового класса 4,0 в докризисный период со среднегодовым темпом роста равным 29,3%. Прирост сегмента в 2006 г. составил 34,6% или на 159 единиц, в 2007 г. – 53,5% или на 331 единиц.
В 2008 году, в соответствии с исследуемыми данными, в сегменте произошло незначительное падение -2,6% или на 25 единиц, а ощутимое влияние мирового финансово-экономического кризиса на сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 4,0 было зафиксировано уже в 2009 г.: наблюдалось резкое падение объема рынка в рассматриваемом сегменте (-74,5% или -689 единиц к уровню 2008 г.) и составило 236 единиц. В тоже время падение сегмента в 2009 году к максимальному значению за исследуемый период (2007 год) составляет более 75% или на 714 единиц.
Главной причиной резкого падения объемов продаж в сегменте связано с тем, что основными поставщиками энергоемких колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 4,0 на российский рынок являются производители стран дальнего зарубежья (см. диаграмму 3).



Анализ структуры рынка энергоемких колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 4,0 в Российской Федерации за 2005 – 2009 годы по странам производителям показывает, что основной объем рынка сформирован производителями стран дальнего зарубежья.
Экономически благоприятные условия 2005 – 2008 годов способствовали развитию сегмента рынка энергоемких сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 4,0 в более высоком ценовом диапазоне с достаточно хорошими технико-эксплуатационными качествами. В среднем за 2005 – 2008 годы доля производителей стран дальнего зарубежья составляла 82%. При этом в течение 2005 – 2007 годов доля производителей стран дальнего зарубежья в структуре увеличилась с 73,9% в 2005 году до 87,8% в 2007 году. Незначительное снижение показателя произошло в 2008 году – до уровня 2006 года или до 83,2%, а в разгар мирового финансово-экономического кризиса доля производителей стран дальнего зарубежья в структуре сегмента сократилась до 36,0%.
Одновременно с этим с 2006 года производители стран СНГ выходят на рынок с предложением техники низкого ценового диапазона и приемлемого уровня качества. В результате они увеличивает долю присутствия с 1,5% в 2007 году до 3,8% в 2008 году. Кризисный 2009 год позволяет производителям стран СНГ нарастить своё присутствие в сегменте до 8,9%.
На фоне увеличения присутствия иностранных производителей энергоемких сельскохозяйственных тракторов тягового класса 4,0 отечественные производители в указанном сегменте теряют рыночные позиции с 26,1% в 2005 году, 15,3% в 2006 году до 10,9% в 2007 году. Следует отметить, что снижение в целом объема сегмента в кризисном 2009 году не столь масштабно затронуло отечественных производителей и позволило увеличить свою долю в сегменте до 55,1%. Отечественные производители предлагают сельскохозяйственным товаропроизводителям технику в недорогом ценовом сегменте со средним уровнем технологичности и качества.
 Анализ структуры сегмента энергоемких колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 4,0 в Российской Федерации за период с 2007 года по 2009 год (диаграмма 4) показывает, что одним из основных игроков рынка в экономически благоприятный период была компания John Deere.



Так, доля компании John Deere в рассматриваемом сегменте колесных тракторов в 2007 году составляла 38,7%, а к 2008 году она увеличилась на 6,3 п.п. и составила 45,0%. В 2009 году доля John Deere в структуре сегмента сократилась на 26,8 п.п. и составила 18,2%, что связано с мировым финансово-экономическим кризисом и прежде всего с отсутствием у сельскохозяйственных товаропроизводителей достаточного объема денежных средств.
Кредитные средства стали доступны только для крупных аграриев, которые обладают ликвидным залогом. Банки называют возникшую ситуацию кризисом доверия, охватившим и кредиторов, и их потенциальных заемщиков. Таким образом, сельскохозяйственные организации оказались просто не в состоянии приобрести необходимую технику, что и обусловило снижение объема рынка, что особенно заметно в сегменте с высоким ценовым диапазоном, уровнем технологичности и качества.
В этой связи, оценивая стратегию конкурентной борьбы в сегменте со стороны компании John Deere, можно отметить сохранение доли её присутствия. Это может быть достигнуто путем организации «отверточной сборки» энергоемких тракторов тягового класса 4,0 на территории Российской Федерации с последующей локализацией производства.
В рассматриваемом сегменте энергоемких сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 4,0 следует отметить и другие транснациональные корпорации, такие как Case New Holland Global N.V., Argo SpA, AGCO, CLAAS KGaA mbH.
Доля компании Case New Holland Global N.V. в рассматриваемом сегменте за исследуемый период 2007 – 2009 годов сохранялась практически на одном уровне 11,5%, в том числе в 2007 году 10,4%, 2008 году – 12,6%, в 2009 году – 11,4%.
Транснациональная компания Argo SpA, также участвующая в поставке отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 4,0, показывает неоднозначное поведение на рынке. Позиции компании с 2007 года к 2008 году резко ухудшились. Доля снизилась с 22,0% в 2007 г. на 17,7 п.п. и в 2008 году составила 4,3%. Мировой финансово-экономический кризис окончательно разрушил все надежды компании закрепиться в сегменте – доля компании стала ничтожной, приблизившись к нулю.
Доля компании AGCO в 2007 году составляла 11,5%. Экономически благоприятные условия позволили закрепить позиции компании на рынке, увеличить долю в сегменте на 4,3 п.п. и довести ее до уровня 15,8% в 2008 году. Вместе с тем, в кризисный 2009 год AGCO не только не удалось удержать темпы роста, но и сохранить свои позиции в сегменте. Доля компании в сегменте сократилась на 14,95 п.п. и составила всего 0,85%.
Невысокая доля в сегменте компании CLAAS KGaA mbH была зафиксирована даже в благоприятные в экономическом отношении годы (до 2009 года): 4,1% в 2008 г. не позволяют говорить о возможности компании стать одним из лидеров сегмента. Однако относительно небольшое сокращение доли (на 1,99 п.п.) и удержание её на уровне 2,12% в кризисном 2009 году позволяет сделать предположение о возможностях компании CLAAS KGaA mbH стать средним игроком сегмента.
Увеличение доли в сегменте энергоемких сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 4,0 производителей стран дальнего зарубежья (John Deere, Case New Holland Global N.V., Argo SpA, AGCO, CLAAS KGaA mbH, Same Deutz Fahr) на российском рынке возможно при условии активного, иногда и достаточно агрессивного продвижения, в том числе с применением нерыночных механизмов.
Кроме того, меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по поддержке российских сельхозмашиностроителей, способствуют организации в первую очередь сборочных производств на территории Российской Федерации. Поэтому предвидимая стратегия транснациональных компаний, которые собираются работать на территории России, заключается в организации производственных мощностей – первоначально «отверточной сборки» с последующей локализацией.
Анализ структуры сегмента энергоемких колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 4,0 в Российской Федерации за период с 2007 года по 2009 год также показывает эффективность принятых правительством Российской Федерации мер. Доля ЗАО «ПТЗ» в докризисный период не превышала 13%. Так, в 2007 году она составляла 10,9%, а к 2008 году увеличилась на 2,0 п.п. В кризисный 2009 год доля компании возросла до рекордного значения 55,1%.
Следует отметить появление на рынке производителей стран СНГ. В частности, ПО «Минский тракторный завод» наращивает свое присутствие в сегменте с 1,3% в 2007 году на 2,5 п.п. до 3,8% в 2008 году, а в кризисный 2009 год доля ПО «МТЗ» возросла ещё на 5,1 п.п. до 8,9%. Стремительному укреплению позиции Минскому тракторному заводу способствовали меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по поддержке российских сельхозмашиностроителей, в связи с особыми экономическими взаимоотношениями между двумя союзными государствами – России и Белоруссии, при одновременном снижении импорта со стороны производителей стран дальнего зарубежья.
В целом сегмент рынка энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 характеризуется большим количеством предложений со стороны широкого круга производителей  стран дальнего зарубежья, СНГ и России. В основной массе предложения находятся в сегменте высоких качественных характеристик в верхнем ценовом диапазоне.

John Deere
Как было отмечено выше, одним из основных поставщиков колесных тракторов тягового класса 4,0 является компания John Deere.
Диаграмма 5 иллюстрирует динамику объема импорта на российский рынок энергоемких сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 4,0, компании John Deere за 2005 – 2009 годы.



За период с 2005 по 2007 год наблюдается увеличение темпа роста объема поставок тракторов тягового класса 4,0 компанией John Deere на таможенную территорию Российской Федерации в среднем на 20% ежегодно. Так, в 2005 году объем поставки составил 228 физических единиц, в 2006 году он увеличился на 2,2% к уровню 2005 года или на 5 физических единиц. В 2007 году объем поставки увеличился на 57,9% к уровню 2006 года или на 135 физических единиц. В период с 2007 по 2008 год темп роста замедлился на 44,9 п.п. и составил 13,0%, что соответствует 48 физическим единицам.
В целом поставки компанией энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 в Российскую Федерацию в абсолютном выражении с 2005 по 2009 годы составили более 1280 физических единиц, в том числе в 2005 году – 228 единиц, в 2006 году – 233 единицы, в 2007 году – 368 единиц, в 2008 году – 416 единиц, а в 2009 году снизились до 43 единиц.
Основными моделями тракторов, поставляемыми российским сельскохозяйственным товаропроизводите-
лям в рассматриваемом сегменте рынка компанией John Deere, являются:
JD 7730, JD 7830 и JD 7930 (серия 7030).
Тракторы имеют рамную конструкцию с моноблочной компоновкой. Оснащены шестицилиндровым дизелем John Deere PowerTech Plus объемом 6,8 л с интеллектуальной системой управления мощностью IPM.
Особо стоит отметить трансмиссию тракторов серии 7030, которая может компоноваться тремя типами коробок передач: PowerQuad-Plus, AutoQuad-Plus (опция) и Autopower (опция).
КПП PowerQuad-Plus входит в стандартную комплектацию серии 7030. Это ступенчатая механическая КПП, которая имеет один рычаг для переключения 5 синхронизированных диапазонов и 4 передач внутри каждого диапазона, переключаемых под нагрузкой без разрыва потока мощности с помощью электрогидравлического управления. Для смены направления движения трактор оснащен реверсом с электрогидравлическим управлением, который позволяет работать в челночном режиме, не разрывая поток мощности. КПП PowerQuad-Plus имеет 20 скоростей переднего хода и 20 заднего хода с диапазонами скоростей от 2,4 до 40 км/ч.
Коробка передач AutoQuad-Plus является полуавтоматическим типом КПП PowerQuad-Plus. Отличие только в том, что в КПП AutoQuad-Plus имеется 4 передачи внутри каждого диапазона, которые могут программироваться на автоматическое переключение под нагрузкой и управляться с помощью электронного блока управления. AutoQuad-Plus имеет диапазон скоростей от 2,4 до 40 км/ч или от 2,4 до 50 км/ч. Система Ecoshift на КПП AutoQuad-Plus позволяет на 10% снизить расход горючего и обороты двигателя при использовании трактора на транспортных работах.
Autopower – автоматическая бесступенчатая гидростатико-механическая коробка передач, которая представляет собой комбинацию механической и гидростатической мощности и позволяет оптимально сочетать характеристики двигателя с различными режимами эксплуатации трактора как при транспортных, так и при полевых работах. На трактор может устанавливаться КПП Autopower с диапазоном скоростей от 0,05 до 40 км/ч или от 0,05 до 50 км/ч. КПП Autopower значительно повышает функциональные свойства трактора, облегчает и упрощает его управление.
В стандартной комплектации модели JD 7830 и JD 7930 оснащены независимым задним валом отбора мощности (ВОМ) с режимом работы 1000 об./мин., который предназначен для машин, работающих при высоких нагрузках в постоянном диапазоне. Дополнительно модели 7830 и 7930 могут оснащаться независимым задним ВОМ с режимами работы 540 и 1000 об./мин. Для всех моделей серии 7030 передний ВОМ с режимом работы 1000 об/мин входит в дополнительное оборудование.
Гидронавесная система тракторов серии 7030 состоит из задней трёхточечной навески категории 3/3N с электрогидравлическим управлением. В гидронавесную систему входит электрогидравлический силовой позиционный регулятор для автоматического регулирования позиции машины и глубины обработки почвы. Тракторы серии 7030 могут оснащаться задней трёхточечной навеской грузоподъемностью 7493 кг или 9177 кг. Передняя навеска категории 3N с грузоподъемностью 3175 кг или 5200 кг является дополнительным оборудованием (таблица 1).



Case New Holland
Другим производителем из стран дальнего зарубежья, присутствующим в сегменте российского рынка колесных тракторов тягового класса 4,0, является транснациональная корпорация Case New Holland Global N.V.
Анализ поставки на российский рынок тракторов рассматриваемого сегмента компанией Case New Holland показывает, что компания не имеет определенной стратегии поведения на рынке, что прежде всего иллюстрируется сильными колебаниями в объеме поставки в благоприятный в экономическом отношении период с 2005 по 2008 год (диаграмма 6).



Так, Case New Holland в 2006 году показывает высокий рост в 2,5 раза (к уровню 2005 года) и достигает наивысшего объема в 174 физических единицы. В 2007 году объем поставки сократился на 43,1% (к уровню 2006 года) и составил всего 99 физических единиц. Между тем, в период, когда все прочие компании показывают наибольший объем поставки (2008 г.) за весь исследуемый период, компания Case New Holland не достигла собственного результата 2006 года. По итогам 2008 года рост поставок составил всего 18,2% и достиг уровня 117 единиц.
По итогам 2009 г. в силу снижения покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей России объем импорта снизился более чем на 76% и составил всего 27 физических единиц.
Наиболее поставляемыми моделями тракторов производства компании Case New Holland являются тракторы серии МХ Magnum и серии Puma.
Универсально-пропашные тракторы серии МХ Magnum оснащены двигателями мощностью от 224 до 309 лошадиных сил, объемом 8,3 л. Тракторы обладают 18-скоростной коробкой передач с сервоприводом переключения скоростей, обеспечивающим плавное переключение скоростей во время движения.
Для обеспечения стабильной работы при кратковременных нагрузках у двигателей применено электронное управление системой подачи топлива, обеспечивающее запас крутящего момента до 46%.
Конструкция рамы в зоне передней навески сужена, что даёт возможность изменять радиус разворота трактора до 5 м (таблица 2).



AGCO
Транснациональная корпорация AGCO до наступления кризисного 2009 года имела все перспективы стать одним из основных игроков сегмента. Об этом можно судить исходя из анализа динамики объема импорта на рынок Российской Федерации энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 производства компании AGCO за 2005 – 2009 годы (см. диаграмму 7).



Так, в период с 2005 по 2008 год прослеживается тенденция увеличения объема поставок в среднем на 40% ежегодно. Объем поставок в рассматриваемом сегменте в 2006 году вырос на 43,9% или на 18 физических единиц и составил 59 физических единиц.
 По итогам 2007 года объем поставок вырос на 84,7% (к уровню 2006 года) или на 50 физических единиц и составил 109 физических единиц. В 2008 году было достигнуто наибольшее значение в 145 физических единиц, но темпы роста поставок сократились на 50,8 п.п. и составили 33,9 % (к уровню 2007 года) или 37 физических единиц.
Влияние мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 года и пришедшегося на 2009 год, оказалось роковым для компании AGCO: поставки тракторов в рассматриваемом сегменте снизились более чем на 98,5% к уровню 2008 года.
Среди поставляемых компанией AGCO моделей энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 мож-
но отметить финского производителя Valtra с моделью T 191h (см. таблицу 3).
T 191h относится к серии Т и является наиболее энергонасыщенным. Трактор оснащен 6-цилиндровым двигателем Sigma Power с системой подачи топлива Common Rail, программируемой трансмиссией с системой реверсивного привода TwinTrac, подвеской передней оси Aires.



CLAAS
В целом динамика поставок транс-национальной корпорации CLAAS KGaA mbH не сильно отличается от других конкурентов. В период с 2005 по 2008 год наблюдается рост поставок, при этом темп роста в среднем составляет 35%. В период с 2005 по 2007 год темп роста ежегодно увеличивается, а в период с 2007 по 2008 годы темп роста снижается на 65,5%, но сохраняется на положительном уровне в 2,5%, что означает рост объемов поставки.
CLAAS KGaA mbH занимает незначительную долю в рассматриваемом сегменте рынка: в 2005 году объем поставок составил всего 13 физических единиц, в 2006 году – 22 единицы, в 2007 году 37 единиц и достиг своего пика в 2008 году – на таможенную территорию РФ было поставлено 38 тракторов (см. диаграмму 8).



2009 год для CLAAS KGaA mbH, как и для всей мировой экономики, стал кризисным и объемы поставок сократились на 86,8% или на 33 физические единицы.
Наиболее поставляемыми тракторами в сегменте энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 производства компании CLAAS KGaA mbH за 2005 – 2009 годы являются тракторы сери АХION (см. таблицу 4).



Минский тракторный завод
Производителем энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0, находящимся в территориальной близости к Российской Федерации, является ПО «Минский тракторный завод». Диаграмма 9 свидетельствует о постепенном и достаточно уверенном выходе ПО «МТЗ» на российский рынок.



Поставки тракторов в рассматриваемом сегменте начались с небольших объемов. Так, в 2006 году было поставлено всего 9 единиц, а к 2007 году темп роста поставок составил 33,3% (к уровню 2006 года) с общим объемом 12 физических единиц. В 2008 году наблюдается наибольший объем поставок – 35 единиц, поставки за указанный период выросли более чем в 1,5 раза или на 23 физических единицы.
Мировой финансово-экономический кризис 2009 года отразился на поставках ПО «МТЗ» колесных тракторов тягового класса 4,0. Снижение объемов поставки в 2009 году составило 40%, темп роста сократился более чем в 2,3 раза.
 Основной моделью, поставляемой российским сельскохозяйственным товаропроизводителям, является «Беларус 2022».
«Беларус 2022» – сельскохозяйственный колесный трактор общего назначения тягового класса 4,0 мощностью 212 л.с. со всеми ведущими колесами может применяться как в сельскохозяйственном производстве, так и в промышленности. Предназначен для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ общего назначения – основной пахоты и предпосевной обработки почвы, посева зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов.
На тракторе установлен высокоэкономичный, простой в эксплуатации и обслуживании 6-цилиндровый двигатель Минского моторного завода Д-260.4С2, соответствующий второй ступени Европейских требований по экологии.
Трансмиссия. «Беларус 2022» имеет синхронизированную коробку передач 24/12, муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая, управление с гидроусилителем. Блокировка дифференциала – кулачковой муфтой с электрогидравлическим управлением, имеет 3 режима работы.
Гидронавесная система. Трактор оборудуется электрогидравлической автоматической системой регулирования положения рабочих органов сельхозмашин с использованием узлов фирмы Bosсh (Германия), обеспечивающей силовое, позиционное и смешанное регулирование. Силовые датчики установлены на оси продольных тяг, позиционный датчик – на кронштейне поворотного вала.
Агрегатирование. Для навесных и полунавесных машин:
l заднее навесное устройство с быстросоединяемыми устройствами со сменными шарнирами категории 3 грузоподъемностью 6500 кгс на оси подвеса, которая обеспечивается двумя силовыми гидроцилиндрами;
l переднее навесное устройство грузоподъемностью 2500 кгс на оси подвеса второй категории.
Для прицепных машин – тягово-сцепное устройство с допустимой вертикальной нагрузкой до 650 кгс.
Для сельхозмашин с активным приводом установлены задний и передний (по заказу) валы отбора мощности. Задний ВОМ имеет две независимые скорости вращения 540 об./мин. (при 1930 и 1475 об./мин. дизеля) и 1000 об./мин. (при 1910 и 1640 об./мин. дизеля). Передний ВОМ – 1000 об./мин. Более подробно технические характеристики приведены в таблице 5.



Петербургский тракторный завод
Основным российским производителем энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 является ЗАО «Петербургский тракторный завод».
ЗАО «Петербургский тракторный завод» является дочерней компанией ОАО «Кировский завод», которое ведет свою историю с Путиловского завода, основанного в 1801 году. Производство тракторов отсчитывается с 1924 года, когда был выпущен первый трактор «Фордзон-Путиловец»
В 1962 году на заводе были собраны первые тракторы К-700 «Кировец», в 1975 г. – первые К-701, а с 2000 года начался выпуск тракторов нового поколения К-744. Всего за 40 лет с конвейера завода сошло более 467 тысяч «Кировцев».
Трактор К-700 используется на основных сельскохозяйственных работах: пахоте, культивации, бороновании, посеве. В комплекте со специальными орудиями может применяться на транспортных, мелиоративных и дорожных работах.
По диаграмме 10 можно проследить динамику объема поставок на внутренний рынок энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 производства ЗАО «ПТЗ» за 2005 – 2009 годы.



В целом присутствие ЗАО «Петербургский тракторный завод» в сегменте энергоемких колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 4,0 обосновано историческими факторами.
Ежегодно ЗАО «Петербургский тракторный завод» поставляет российским сельскохозяйственным товаропроизводителям тракторы тягового класса 4,0 в среднем в объеме 120 единиц.
Антикризисные меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по поддержке российских сельхозмашиностроителей, не только поспособствовали сохранению объемов поставки тракторов ЗАО «Петербургский тракторный завод», но и увеличили их.
В стандартной комплектации на тракторе К-700 (см. таблицу 6) может быть установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238НД3 мощностью 235 л.с., а также и более мощные двигатели, повышающие тяговые характеристики трактора: ЯМЗ-238НД4 (250 л.с.) и ЯМЗ-238НД5 (300 л.с.).
На трактор устанавливается механическая коробка передач с шестернями постоянного зацепления и фрикционными муфтами переключения передач с гидравлическим приводом, обеспечивающими переключение без разрыва потока мощности.



Цены
Ценовое предложение в сегменте рынка энергоемких колесных тракторов тягового класса 4,0 довольно широкое (см. таблицу 7). Недорогие модели тракторов, производимых в странах СНГ, с приемлемым уровнем качества предлагаются по цене от 2460 тыс. руб. с НДС (модель «Беларус 2022.3» производства ПО «МТЗ»).
В среднем ценовом диапазоне расположились производители стран дальнего зарубежья, предлагающие потребителям так называемые экономические варианты своих тракторов с механической коробкой передач и небогатой комплектацией.



В дорогом (премиум) сегменте расположились предложения с высокотехнологичным оборудованием и высоким уровнем комфортности. Эти тракторы обычно оснащаются автоматической коробкой передач.
Сравнительный анализ цен предлагаемых тракторов показывает, что стоимость одной л.с. варьируется в пределах от 11,6 тыс. руб. с НДС до 40,6 тыс. руб. с НДС. Наиболее низкая стоимость единицы мощности отмечена у тракторов производства ПО «МТЗ» – одна л.с. стоит до 11,6 тыс. руб. с НДС (см. диаграмму 11).



В среднем ценовом диапазоне стоимость одной л.с. варьируется в пределах от 18,2 тыс. руб. с НДС до 21,3 тыс. руб. с НДС. Как отмечалось выше, это тракторы производителей стран дальнего зарубежья, укомплектованные недорогой механической коробкой передач, в так называемой базовой комплектации без дополнительного оборудования, создающего комфортные условия труда механизаторов.
В высоком ценовом диапазоне разместились предложения стоимостью одной л.с. более 24 тыс. руб. с НДС. Эти тракторы характеризуются высоким уровнем технологичности и качества.

Последние новости