Интерагромаш-2010: ярмарка надежд

Интерагромаш-2010: ярмарка надежд

Первая неделя весны на Дону традиционно началась с проведения Агропромышленного форума Юга России, ключевым мероприятием которого была международная выставка "Интерагромаш-2010". Форум представил весь спектр услуг для АПК: от производства и поставки сельхозтехники и запчастей до животноводства, агрохимии и средств защиты растений. Участниками Агропромышленного форума Юга России-2010 стали более 160 предприятий из России, Белоруссии, Китая, Венгрии и Украины. Обозреватель «Аграрного обозрения» делится своими впечатлениями от Агропромышленного форума в Ростове-на-Дону.

Что было
Традиционно сельскохозяйственная выставка – это праздник. Может быть, потому, что это наполовину ярмарка: покупатель с продавцом, с крендельком и коньячком обсуждают, а то и заключают тут же, у стенда, будущую сделку. И для тех, кто просто пришёл посмотреть, пощупать, подумать, товару интересного – пруд пруди, на все вкусы.
Таким раньше бывал и Агропромышленный форум Юга России. Однако последние два года сельскому хозяйству разве что не конец пришёл. Крестьянин как живёт, так и покупает. Нет денег – нет ярмарки. И выставка тут же изменилась, беспристрастно отразив, кто на ней главный участник.
Внешне все атрибуты присутствовали. По-прежнему самые большие площадки павильона выставочного центра «Вертол-Экспо» занимали красивые импортные комбайны, мощные трактора, грациозные в своей кажущейся неуклюжести опрыскиватели и тяжёлые почвообрабатывающие агрегаты. Продавцы этой красоты, которая опять, как в раннеперестроечное время, стала для многих крестьян недоступной, хорошо известны на южнороссийском рынке сельхозтехники. Меняются лишь предлагаемые ими бренды. Если года три-четыре назад ростовская компания «Бизон» активно боготворила навороченный немецкий Fendt, то в этот раз выставила под первым весенним дождиком празднично жёлтые Challenger`ы и – теперь уже непонятно, российский или канадский – Buhler. Параллельно с ростсельмашевскими комбайнами. Правда, юноши и девушки в броских белых одеждах с бизоновской атрибутикой чаще мелькали на стендах других компаний, так что свежий человек вполне мог подумать, что именно «Бизон» торгует и всем остальным красивым импортом. Или что эти молодые люди и есть главное предложение «Бизона» – во всяком случае, их было гораздо больше, чем единиц представленной компанией техники.
Впрочем, эти невинные пиаровские хитрости мало на что влияли. Скромный на этот раз стенд компании АМАКО (American Machinery Company) с одиноким трактором Massey Fergusson был скорее сигналом того, что компания возвращается на рынок после кризиса и готова вернуть позиции, чем служил торговой площадкой. И более впечатляющий соседний стенд с CLAAS’овской техникой не кишел реальными покупателями – больше свидетельствовал о росте и оптимизме молодой компании «БАУЭР» – вопреки всем разговорам о кризисе.
– Для нас выставка сродни календарному Новому году, – сравнил гендиректор «БАУЭРА» Рустам Тиушев, – праздник, общение с клиентами. А для продаж устраиваются Дни поля и другие более практичные мероприятия.

Впечатляющий размах демонстрировала в центре павильона компания «Альтаир», сочетающая ностальгически красную технику CASE с новым своим предложением – британским погрузчиком JCB. Маленький, но шустрый погрузчик на открытой площадке показывал прохожим и журналистам поистине цирковые трюки, вставая «на рога». Эта шоу-программа привлекла немало зрителей на всероссийском Дне поля в Белгороде в 2008 году. Здесь благодарных зрителей было намного меньше, но прохожих удивить удавалось.
– Эта выставка не то чтобы лучше прошлогодней, – оценил генеральный директор «Альтаира» Владимир Болдин, – но в этом году больше оптимизма. Самый тяжёлый кризисный год уже миновал, и мы стали опытнее, и крестьяне тоже стали относиться к своему бизнесу по-другому, научились считать деньги. Поэтому многие стали интересоваться новой, более современной техникой, обращать внимание на рентабельность своего производства. А мы предлагаем такую технику, которая позволяет решать эти задачи.
Увереннее всех чувствовали себя, на мой взгляд, сотрудники компании «Агро-Строительные Технологии» («АСТ»), перехватившей хорошо раскрученный бренд John Deere у компании «Югтехкомплект», по слухам, поглощённой (официально – слившейся с) сибирским «Агромаркетом» в 2008 году. И эта уверенность не была наигранной: «АСТ», по словам её команды, стала лучшей по продажам импортной сельхозтехники не только в России, но и в Европе, не избежавшей некоторого спада в торговле сельхозтехникой. Компания активно развивается на Юге России, открывая по несколько новых филиалов и сервисных центров ежегодно, расширяет ассортимент и осваивает новые бренды, а главное – роторный комбайн John Deere 9670 и 8430 теперь собирают и в России, что, естественно, позволяет надеяться на снижение цены и дальнейший рост продаж. Этого обрусевшего американца наши крестьяне давно знают и ценят, так что если у «АСТ» и могут возникнуть проблемы, то самые приятные – как у молодого отца в связи с рождением нового желанного чада.
– Компании работают не с компаниями, а с людьми, – уверена директор ростовского филиала «АСТ» Дарья Щербакова, – для нас выставка прежде всего – общение с клиентами, а не только имидж или продажи…
Впрочем, что это мы всё о немецком да американском? Перед самой трибуной, которая на второй день работы выставки всё-таки пригодилась для умеренно торжественного открытия, на вполне достойной по размерам площадке вольготно располагались тяжёлые дисковые бороны Донецкого (Ростовской области) экскаваторного завода. Пусть читателя не смущает, что экскаваторщики стали сельхозмашиностроителями – такая тенденция характерна для остатков отечественной промышленности. Уральский вагоностроительный завод, например, выпускает трактора – три модели привёз на показ южанам. Вкупе с новой волной украинского тракторостроения, представленной на «Интерагромаше» трактором ХТА-220 «Слобожанец», да с учётом экономической ситуации в России вообще и в сельском хозяйстве особенно эти нехитрые и на вид не дюже справные машины на своём поле вполне могут обыграть лощёный и не по карману навороченный импорт. Ну, разве что кроме получившего российское гражданство Джона – если он ещё и в цене обрусеет достаточно.
Будь я средним российским фермером, на этой выставке я, наверное, долго ходил бы между CLAAS’ами и Challenger’ами, а потом тяжко вздохнул и купил бы что-нибудь белорусское. Чтобы было к чему стремиться и на что семена купить.

Чего не было
«АСТ», как и положено генеральному спонсору форума, занимала, кажется, самую большую выставочную площадь. Она же стала единственной, представившей вместе с большими и мощными тракторами маленький – для уборки территории, стрижки газонов и всяких других хозяйственных нужд. Тоже John Deere, разумеется.
Не знаю, как организаторам выставки, а мне это почти игрушечное создание напоминало о том, что российское сельское хозяйство сегодня – это не только сверхмощные гиганты-холдинги и крупные хозяйства, которые могут себе позволить и в тяжкое время прикупить пяток-другой тракторов John Deere, резиногусеничных богатырей Challenger или, вне всякого сомнения, замечательных комбайнов CASE. В одной только Ростовской области зарегистрировано тысяч пятнадцать фермеров, в основном, мелких, с 20-40 гектарами земли. А около 70% животноводческой продукции производится и вовсе в ЛПХ – личных подсобных хозяйствах. Этим товаропроизводителям были бы интересны и мотоблоки, и всякие прицепные-навесные к ним косилки, сажалки и прочие железяки с двумя-тремя шестерёнками внутри. И доильные установки на 5-10 коров или коз, и оборудование для выращивания кроликов… Но почти ничего из этого не было на «Интерагромаше». Хотя оно производится и в России, и во всех зарубежьях. То ли производители сверхмалой механизации всего мира вдруг стали игнорировать выставки (а раньше выставлялись!), то ли организаторы «Интерагромаша» имеют весьма книжное представление о современном сельском хозяйстве России. Заскучали бы на этом «Интерагромаше» овощеводы, о которых вспомнила только компания «БеларусЮгСервис», выставившая двухрядную сеялку. А пчеловоды, птицеводы, виноградари и вовсе в расчёт приняты не были.

На что стоит надеяться
Впрочем, на выставке были вещи, полезные для всех крестьян, независимо от принадлежности к той или иной отрасли. Московская компания «Тензо-М», например, представила незаменимую в любом хозяйстве вещь – мобильные весы для транспорта. Представьте: прямо в поле можно поставить сравнительно небольшое грузоприёмное устройство в виде эстакады с пандусами, а то и вовсе две пластины на дорогу положить, подключить их к электронному блоку с дисплеем и – пожалуйста, заезжай гружёная машина и взвешивайся. 20-25 тонн – легко! И не надо фермеру проситься на старую, колхозную ещё, весовую в соседнем селе, не надо переживать, что они там ему навешают. Есть вариант даже для взвешивания железнодорожного вагона.
И была на «Интерагромаше», на мой взгляд, надежда на светлое будущее российского сельского хозяйства: биогазовая установка в комплекте с небольшой газовой электростанцией, представленная предпринимателем Вадимом Вернигорой и учёными из Донского государственного технического университета.
Ростовский электротехнический колледж предлагал солнечные коллекторы для отопления и других нужд. Близкий к этому товар – солнечные сушилки для винограда различной мощности предлагал и стенд ВНИИ виноградарства и виноделия из Новочеркасска. Когда нашими лучшими друзьями снова станут солнце, ветер и вода, а не газ и нефть – на селе, по крайней мере, это светлое будущее наступит. Эти пока ещё непривычные, хотя и старые, как мир, технологии уже стучат и в наши двери.
Ростовская компания «Виктория» предложила опрыскиватель, который благодаря вращению сетки при 4000 оборотов в минуту разбивает жидкость на особо мелкие и равные капли – вместо обычного дождика получается вполне приличный туман, позволяющий в два раза экономить препараты для листовой подкормки растений, борьбы с вредителями и болезнями. Тоже шаг в сторону светлого будущего.
На что не стоит надеяться
В рамках Агропромышленного форума прошли ещё две выставки – «Югпродэкспо» и «Югпродмаш». Общее впечатление – много мёда. В самом прямом смысле. В основном почему-то расстарались пчёлы Башкирии. Или местные пчеловоды, которые вдоль трассы М-4 в Ростовской области стоят со стеллажами разноцветных банок круглый год в любую погоду, открыли массу «медовых» магазинов в Ростове-на-Дону и других местных городах, как-то постеснялись соперничать с башкирскими коллегами. Оно и понятно: медов привезено каких только не было! Плохо одетые завсегдатаи выставок-дегустаций, опасливо косясь на ценники, где и «1000 руб./кг» не было пределом фантазии, в основном пробегали мимо несмотря на явно халявную возможность попробовать, например, «царского» мёда. Собранного, не иначе, золотыми, 999-й пробы, пчёлами с маленькими коронами на головах. Теперь, если увижу в Туле башкирские пряники, не удивлюсь предприимчивости жителей этой уважаемой республики.
Из менее сказочной (в том числе по цене) продукции уместно и оправданно было участие московского ООО «Делюкс», выставившего достаточно широкий ассортимент джемов, варений, повидла, протёртых ягод, в том числе таких, которые на Юге России не растут – голубики или брусники. Это предприятие уже не первый год приезжает в Ростов и, видимо, не напрасно.
Судя по заметно поредевшим с прошлого года рядам участников продовольственных выставок, ситуация в пищевой промышленности не лучше, чем в сельском хозяйстве. Одна из главных проблем пищевиков как раз обсуждалась на прошедшем в рамках форума круглом столе, темой которого стали взаимоотношения производителей пищевой продукции с торговыми сетями. Общий смысл сказанного – производитель перед торговцем бесправен, зависим и потому обираем нещадно. Прямому же производителю сельхозпродукции туда и вовсе ходу нет. Доля продукции отечественного производства в различных супермаркетах едва ли доходит до 30%. И недавняя отмена сертификации на некоторые товары ничего не меняет. От диктата сетевиков пищевики мало-помалу нащупали в ходе дискуссии два средства: создание собственных фирменных магазинов и работа с имеющимися малыми торговыми точками, которые не супер.
В каком-то смысле такое разделение логично. Хочешь купить свежий огурец с ближайшего поля – иди в маленький магазин, хочешь чего-нибудь турецкого, с химией да подороже – в супермаркет. А надеяться на законы, которые принимают в РФ, отечественному производителю, особенно мелкому, не следует...
Впрочем, агропромышленный форум в Ростове был фактически ярмаркой надежд. Больших и маленьких, реальных и несбыточных. Только вот чья сегодняшняя надежда сколько стоит, понятно станет через год. На следующей выставке.

Сергей Малай,
г. Ростов-на-Дону.

Источник: журнал "Аграрное обозрение", №2, 21010 г.