Кто есть кто на российском рынке сельскохозяйственной техники

Кто есть кто на российском рынке сельскохозяйственной техники

Кто есть кто на российском рынке сельскохозяйственной техники

С каждым новым годом российский рынок сельскохозяйственной техники преображается, обретая более цивилизованный характер, пополняясь новыми участниками конкурентной борьбы со стороны продавцов, да и потребитель на селе сегодня уже не тот, что ещё несколько лет назад. Укрепление позиций мощных зарубежных компаний – производителей, а так же приток значительных финансовых средств, как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса всячески способствуют развитию неизбежного процесса эволюции участников рынка и складывающихся между ними отношений.

</o:p>

</o:p>

Сегодня у крестьян не только есть возможность обзавестись новенькой техникой за свой счёт либо с участием государства. Они ещё могут и выбирать какую, именно технику им предпочесть. Благо выбор велик. Но все ли готовы к этому выбору? Как ни странно, но многих он тяготит и ставит в тупик. Стремление купить современный, высокопроизводительный, надёжный комбайн при этом не заплатив лишнего зачастую приводит к плачевному результату.

Условно потребителей сельскохозяйственной техники можно разделить на три группы:

Первая: хозяйственники.

Как правило, это люди старой закалки, старающиеся доверять знакомым, опробованным брендам производителей с территории постсоветского пространства. Это руководители сельскохозяйственных организаций, не обладающих большими финансовыми средствами и привыкшие формировать парк сельскохозяйственной техники в своем хозяйстве исходя из имеющихся материальных возможностей.

Вторая: так называемые руководители новой волны.

Это люди европейской формации, лучше разбирающиеся в финансовых аспектах бизнеса, нежели в сельскохозяйственных вопросах. Для них сельскохозяйственное производство – это лишь ещё одна составляющая в портфеле активов, причём чаще всего не основная. Им гораздо милее слуху звучные иностранные названия западноевропейских и американских производителей. И цена при выборе отнюдь не определяющий фактор.

Третья: эта категория руководителей в последние годы прогрессирует.

У этих людей ещё не сформировались однозначные предпочтения. Они для себя ещё не поняли, какая техника им необходима, потому как не стремятся ориентироваться на такие понятия, как:

анализ структуры собственных посевных площадей;

формирование парка от одного производителя;

финансовые возможности хозяйства и так далее.

Эти руководители вслепую следуют за часто меняющейся и обманчивой модой. Им свойственна «детская» доверчивость к шумной рекламе, мнению различного рода специалистов и прочих лиц, находящихся рядом с ними в момент принятия решения о покупке. Эта категория руководителей обречена на принятие противоречивых решений.

Предлагаю обратиться к языку цифр. В качестве наглядного примера, рассмотрим очень показательный сегмент рынка сельскохозяйственной техники – самоходные кормоуборочные комбайны.

 

Реализация самоходной кормоуборочной техники в России в 2006 году

Производитель

Объём производства, шт.

Темп роста

2006/2005 гг., %

Комбайны производства Российской Федерации

426

113

Комбайны производства Республики Белоруссии

403

153

Комбайны производства стран дальнего зарубежья

140

269

ВСЕГО

969

140

 

Кроме очевидной основной тенденции общего роста объёма продаж кормоуборочной техники данные, содержащиеся в таблице, позволяют сделать вывод о том, что потребители, относящиеся к нашей первой группе, всё ещё находятся в большинстве (я объёдиняю в одну группу потребителей, предпочитающих российскую и белорусскую технику). Однако очевидно и то, что стремительно растёт число потребителей из второй и третьей группы. И эта тенденция свойственна всему без исключения рынку сельскохозяйственной техники. Конечно, это тревожный сигнал. Самое страшное даже не то, что мы активно инвестируем в промышленность и без того не бедных стран, а то, что наличие денежных знаков позволяет уже не думать о таких категориях, как сроки окупаемости техники, рентабельность сельскохозяйственного производства и так далее.

С другой стороны, столь агрессивная и стремительная экспансия импортной техники на российский рынок – это ещё и своего рода «последнее китайское предупреждение» отечественным производителям. Остаётся всё меньше времени, прежде чем дорогая, но, безусловно, комфортабельная и производительная техника от немецких и американских производителей займёт лидирующие позиции на рынке. Агропромышленные выставки и семинары любого ранга во всех регионах России уже сегодня больше напоминают светские рауты, пестрящие интеллигентными людьми в дорогих костюмах и наполненные живой иностранной речью. Да и в зданиях министерств и управлений сельского хозяйства граждане иностранных государств мелькают всё чаще.

С развитием национального проекта государство привнесло в сельское хозяйство невиданные доселе финансовые средства в виде доступных кредитов на покупку техники. И это мгновенно насытило рынок крупными и мелкими продавцами хорошей и не очень сельскохозяйственной техники со всех концов света. Что называется, платежеспособный спрос родил предложение.

Быстро сориентироваться в сложившихся условиях получилось и у белорусских производителей. На российском рынке тракторной техники сельскохозяйственного назначения лидером по количеству проданных машин в 2006 году стал «Минский тракторный завод», а на рынке кормоуборочной техники гомельское предприятие «Гомсельмаш». Белорусские предприятия, оценив все за и против и четко осознав свои конкурентные преимущества, заняли свою нишу в нижнем ценовом сегменте российского рынка. И никому не собираются её уступать.

Возможно, их ценовое преимущество в свете недавних потрясений с поставками энергоресурсов и активным муссированием темы о необходимости введения ввозных таможенных пошлин на белорусскую технику становится всё более зыбким. Всё же появившиеся на селе инвестиции, о которых говорилось выше, делают цену не определяющим фактором для потребителя при принятии решения о покупке. Да и белорусы очень быстро приспосабливаются к переменчивым рыночным условиям, что ты с ними ни делай. Уже сегодня в различных регионах Российской Федерации создаются сборочные производства белорусской техники. Предприятия диверсифицируют свое производство и уже начали делать машины для различных потребительских групп.

Ну а что же российские компании?

ОАО «Агромашхолдинг», некогда одна из самых влиятельных компаний на отечественном рынке, последние несколько лет переживает трудные годы в своей деятельности. Ситуацию стремится исправить сменившееся не так давно руководство. По сути организация напоминает сегодня не умеющего плавать человека, которого выбросили в открытое море. И у этого человека только два пути: либо, обессилив, обречённо и безропотно пойти ко дну, либо всё-таки научится плавать в этом бушующем море и стремительно броситься вдогонку за далеко уплывшими конкурентами.

Лидер современного российского сельхозмашиностроения ОАО «Ростсельмаш» сегодня наиболее успешное предприятие среди российских компаний. «Ростсельмаш» - один из ведущих игроков рынка зерноуборочной техники в России. В 2006 году на внутреннем рынке предприятием было реализовано 3435 единиц зерноуборочной техники. Но нужно заметить, что конкуренция в этом сегменте с каждым годом всё более острая. В минувшем году здесь реализовывали зерноуборочные комбайны более десятка производителей, у каждого из которых имеется широкий модельный ряд машин разного класса. Узкая специализация компании, а именно производство ограниченной номенклатуры продукции довольно рискованна. А наличие в ней всего нескольких моделей самоходных машин, конечно же, недостаточно для, по сути, единственного серьёзного российского участника на рынке сельскохозяйственной техники.

Все крупнейшие бренды, реализующие свою технику в России, формируют свою товаропроводящую сеть с помощью посредников.

Производители стремятся создать свои дилерские центры, как правило, на базе наиболее авторитетных в регионе предприятий, обладающих перед остальными следующими преимуществами:

наличие субдилерской сети;

обладание статусом оператора областных либо республиканских средств, выделенных на закупку техники;

обладание крепким финансовым положением;

наличие достаточных для оказания качественных сервисных услуг кадровых, материально-технических и прочих ресурсов и так далее.

В большинстве своём эти дилерские центры создавались на базе областных и районных агроснабов.

Серьёзные организации в области обычно можно пересчитать на пальцах одной руки. Что приводит к интересной ситуации: одна компания представляет интересы сразу нескольких производителей, предлагающих на одном рынке аналогичную продукцию. Приоритет в таких случаях руководство самих этих компаний отдает технике одного из производителей. В каждом конкретном случае на выбор влияют разные обстоятельства. Отсюда эффективность продвижения продукции в регионе других предприятий активно стремится к нулю, так как их представители, которые получают технику по специальным сниженным дилерским ценам, усердно реализуют технику конкурентов.

В поисках выхода из сложившейся ситуации и совершенствования товаропроводящей сети немецкая компания «Claas» и ряд других предприятий затрачивают серьёзные материальные и прочие ресурсы, организуя дилерские центры, что называется, с нуля в регионах, где это необходимо.

«Гомсельмаш» и МТЗ, например, пошли по пути создания собственных торговых домов в различных федеральных округах Российской Федерации.

Эффективная дилерская сеть – это залог успешных продаж. Она является руками производителей в регионах. Все вопросы, требования  и замечания, которые возникают у потребителя по поводу приобретения, эксплуатации и ремонта техники, адресуются к его представителю – дилеру. Хороший дилер должен не только выполнять функции склада предпродажной подготовки, но ещё и рекламные, сервисные, консультационные и многое, многое другое.

Но, к сожалению, сегодня многие организации не готовы выполнять эти функции по целому ряду причин, а все перечисленные проблемы заботят лишь самих производителей и только.

Справедливости ради стоит отметить, что сегодня всё же появляются фирмы, стремящиеся к соответствию всем этим требованиям. Организационная структура этих компаний включает, безусловно, необходимые для эффективной работы: маркетинговую службу, сервисную службу, службу продаж и даже специалистов по агротехнологиям. И повсеместное распространение по всей России этого порядка только дело времени.

В рамках этой статьи, конечно, трудно охватить всех участников рынка и описать все хитросплетения их отношений. Мы не затронули теневой стороны рынка, а так же такую интересную категорию, как чиновники, и многое другое. Но это в очередной раз доказывает, что российский рынок развивается, обрастая новыми проблемами и достижениями, и становится всё более интересным, подвижным и цивилизованным.

 

Рустам Эшмуродов

 

Последние новости