Плата за воду, которая чуть было не сгубила рыбоводство России

Плата за воду, которая чуть было не сгубила рыбоводство России

В июне 2013 года Государственная дума РФ приняла поправку в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой рыбоводные хозяйства освобождаются от платы за забор воды из федеральных водоемов. Данная поправка была инициирована депутатами Законодательного собрания Ростовской области.

Чтобы представить, насколько актуальным и своевременным был этот шаг, нужно вернуться в недавнее прошлое нашего региона, да и страны в целом.

Дело в том, что гарантированным способом стабильного обеспечения жителей Ростовской и других областей России свежей качественной рыбой является ее искусственное выращивание в прудовых хозяйствах.

До 1990-х годов прошлого века в Ростовской области в искусственных водоемах производилось около 30 тысяч тонн прудовой рыбы. Однако к 1998 году в силу экономических причин производство сократилось до 5 тысяч тонн. Сейчас объем ежегодно производимой в нашем регионе товарной рыбы составляет почти 18 тысяч тонн.

Наличие в Ростовской области положительного опыта в сфере рыбоводства и воспроизводства аквакультуры, высокого кадрового потенциала и территорий, пригодных для создания прудов, формирует условия для увеличения в ближайшей перспективе производства товарной рыбы до 20–25 тысяч тонн.

Развитие этого вида деятельности особенно важно в условиях сложившейся устойчивой негативной тенденции по снижению количества водных биологических ресурсов в естественных водных объектах, а также для решения задачи по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время прудовое рыбоводство области успешно развивается в 28 хозяйствах на площади более 20 тысяч гектаров нагульных и около трех тысяч гектаров выростных рыбоводных прудов. Рыба, выращенная в рыбоводных хозяйствах области, традиционно пользуется и будет пользоваться высоким спросом. Это способствует развитию экономики региона, укрепляет его продовольственную безопасность, обеспечивает население качественной продукцией.

Следует акцентировать внимание читателей на то, что Ростовская область является крупнейшим производителей прудовой рыбы в России. Свыше 25% продукции аквакультуры, произведенной в регионе, вывозится в Москву, Санкт-Петербург, Воронежскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Товарная рыба экспортируется также и на Украину.

Однако с первого января 2007 года достигнутые положительные результаты в области товарного рыбоводства были поставлены под угрозу. До этого срока предприятия области для заполнения искусственных прудов под выращивание рыбы получали лицензию на водопользование с целью забора воды. В соответствии с действовавшим на тот момент Федеральным законом от 06.05.1998 №71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» забор воды для рыбоводства не признавался объектом платы. Но действие полученных лицензий закончилось в 2009 году. А с первого января 2007 года, согласно части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, забор водных ресурсов для товарного рыбоводства должен был осуществляться на основании договора водопользования на платной основе.

Руководствуясь российским законодательством, Росприроднадзор уже с 2008 года стал требовать от органов исполнительной власти субъектов РФ и рыбоводных предприятий заключать договоры водопользования. Начиная с 2008 года в департамент охоты и рыбного хозяйства области стали поступать тревожные обращения от рыбоводных предприятий по поводу того, что в случае заключения указанных договоров они будут вынуждены прекратить свою деятельность и самоликвидироваться, так как требуемые объемы оплаты за забор воды значительно превышают прибыль предприятий.



Ситуация складывалась весьма драматично. Исходя из ставок платы за пользование водными объектами, утвержденными постановлением правительства РФ от 30.12.2006 №876, за одну тысячу кубометров воды необходимо было заплатить 390 рублей за воду из реки Дон и 540 рублей – из других рек. При средней технологической глубине воды в прудах 1,2 метра для заполнения всей прудовой площади в Ростовской области потребовалось бы около 280 млн кубометров воды. А общий объем забора воды для товарного рыбоводства и воспроизводства составляет более 500 млн кубометров. Расчетная величина ежегодной платы в федеральный бюджет по этой ставке составляла бы около 200 млн рублей.

Несмотря на то, что вода, использованная рыбоводными хозяйствами для разведения и выращивания рыбы, возвращалась в реку Дон с улучшенным качеством (благодаря естественному воздействию на нее процессов, происходящих при производстве и воспроизводстве аквакультуры), плата за воду резко увеличивала себестоимость производства рыбы, и оно становилось экономически нецелесообразным. Для убедительности можно привести хотя бы один аргумент: сумма платы за забор воды на одно предприятие составляла от 2 до 35 млн рублей, в то время как их прибыль была значительно ниже требуемых сборов.

Таким образом, реализация требования федерального законодательства к рыбоводным предприятиям о плате за водопользование едва не привела к разорению хозяйств не только в Ростовской области, но и в других регионах России.

В результате прогнозируемого прекращения деятельности воспроизводственных предприятий, а также в связи с дефицитом ценных видов рыб в естественных внутренних федеральных водоемах рыбная отрасль оказалась бы на грани уничтожения. Кроме того, анализ показал, что только в Ростовской области было бы потеряно около двух тысяч рабочих мест. Пострадали бы не только работники предприятий, но и члены их семей, что могло вызвать высокую социальную напряженность, поскольку рыбоводные хозяйства и предприятия находятся в сельской местности с высоким дефицитом рабочих мест.

Для решения этой задачи Законодательное собрание и правительство Ростовской области неоднократно обращались в Государственную думу РФ, Совет Федерации, Совет законодателей, Федеральное агентство по рыболовству, в Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с предложениями по внесению изменений в федеральное законодательство.

Комитетом по аграрной политике Законодательного собрания совместно с депохотрыбхозом области был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации». Этот законопроект прошел предварительное изучение в Ассамблее российских законодателей при Государственной думе России и был направлен в комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы.

Данный вопрос обсуждался на заседании рабочей группы правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Федеральному агентству по рыболовству, Министерству природных ресурсов и экологии, а также Министерству сельского хозяйства РФ было поручено рассмотреть вопрос о возможности внесения изменения в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации в части освобождения организаций, осуществляющих рыбоводство, от платы за изъятие водных ресурсов для наполнения рыбоводных прудов.

А уже 15 октября 2010 года в Ростове-на-Дону по инициативе Законодательного собрания Ростовской области состоялось заседание круглого стола комиссии Ассамблеи российских законодателей при Государственной думе РФ на тему «О совершенствовании федерального законодательства в части осуществления товарного рыбоводства».

В декабре 2010 года нашу инициативу поддержали участники круглого стола и делегаты конференции ЮРПА. В результате тесной работы с комитетом Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Законодательным собранием были направлены поправки к нескольким проектам федеральных законов, принятых Госдумой в первом чтении. Наша поправка о внесении изменения в статью 11 Водного кодекса РФ, в части предоставления возможности осуществления забора ресурсов из водных объектов для наполнения рыбоводных прудов на безвозмездной основе, была учтена при доработке Федерального закона от 2 июля 2013 года №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Федеральный закон принят Государственной думой РФ 21 июня 2013 года. А положение об освобождении от платы за забор воды вступает в силу с 1 января 2014 года. Это позволит предприятиям, осуществляющим рыбоводство и воспроизводство аквакультуры, развивать производственную базу, создавать необходимую для этого инфраструктуру, привлекать заемные средства и квалифицированных специалистов, создавать новые рабочие места. Это благоприятно скажется на развитии рыбной отрасли региона и России.

Николай Беляев,
первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области, председатель комитета по аграрной политике, продовольствию и природопользованию

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №5, 2013 год