Круглый стол о развитии сельского хозяйства в условиях кризиса в Госдуме

Круглый стол о развитии сельского хозяйства в условиях кризиса в Госдуме

16 апреля комитет Госдумы по аграрным вопросам провел круглый стол на тему: "О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности", сообщает пресс-служба комитета Госдумы по аграрным вопросам.
Круглый стол состоялся с участием депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, научных организаций АПК, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, а также депутатов Бундестага ФРГ и представителей Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ.
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов прокомментировал итоги работы Круглого стола:
"С целью поддержания доходов сельхозпроизводителей Госдума в текущем году приняла целый ряд важных поправок в закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей и на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд. рублей, 10 млрд. рублей на компенсацию дополнительных затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива, а также в целях преодоления дефицита кредитных ресурсов увеличен уставной капитал "Россельхозбанка" на 31,5 млрд. рублей, предусмотрено ежегодное дополнительное ресурсное обеспечение Госпрограммы в объеме 21 млрд. рублей.
Эти средства должны быть направлены, в частности, на увеличение субсидий на племенное животноводство; поддержку региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства, развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности и системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; проведение закупочных и товарных интервенций зерна.
Как отметил председатель комитета, анализ экономической ситуации показывает, что реализация Госпрограммы сегодня происходит в других макроэкономических условиях по сравнению с теми показателями, которые использовались при ее разработке. Произошел значительный рост цен на материальные ресурсы, которые потребляет сельское хозяйство. Основной проблемой является диспаритет цен.
Участники "круглого стола" в своих выступлениях говорили о том, что для дальнейшего развития сельского хозяйства страны необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих эффективному, экономически выгодному функционированию сельхозорганизаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также создание условий для устойчивого развития сельских территорий как одной из основных стратегических целей государственной аграрной политики.
Денисов напомнил, что с 2009 года начинается реализация новых направлений Госпрограммы, в частности: поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов; поддержка экономически значимых региональных программ; регулирование рынка молока и молочной продукции. Также предусмотрен переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.
"Усилия государства и осуществляемые меры, направленные на поддержку отечественного сельхозпроизводства, способствуют стабилизации ситуации в сельском хозяйстве и обеспечению ее продовольственной безопасности. Имеются положительные примеры эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов, таких, как мясо птицы, сахар, подсолнечник, а также проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна",- подчеркнул глава аграрного комитета.
"Для осуществления важных социально-экономических проектов на селе необходима более четкая координация усилий Государственной Думы, федеральных министерств, законодательных органов и органов управления АПК субъектов РФ с банковскими, кредитными, торговыми, транспортными и другими структурами.
При разработке предложений по функционированию агропромышленного комплекса России в условиях глобального кризиса должна осуществляться с учетом мирового опыта развития аграрного сектора. В этой связи Комитет по аграрным вопросам в рамках проекта "Российско-германский аграрно-политический диалог" планирует активизировать работу по изучению практики и применяемых в Германии и странах ЕС мерах по развитию сельского хозяйства в условиях экономического кризиса.
Сегодня очень важно повысить эффективность торговой политики для обеспечения стабильности рынков сельхозпродукции. Предстоит развивать биржевую торговлю продукцией сельского хозяйства. Таможенно-тарифную и нетарифную политику регулирования импорта продовольствия надо проводить в интересах отечественного агропромышленного комплекса. Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки производства, переработки, хранения и реализации сельхозпродукции от поля до прилавка,"- сказал в заключении Валентин Денисов.
В рекомендациях, принятых за основу, Государственной Думе рекомендовано:
В целях повышения эффективности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации необходимо ускорить принятие законопроектов по внесению изменений в законодательные акты РФ в части упрощения и совершенствования оборота земель сельхозназначения и законодательного обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2009 году и последующих годах с учетом изменившихся экономических условий, оптимизации бюджетных расходов, а также усилить контроль за эффективностью использования бюджетных средств в субъектах РФ, выделяемых в рамках программы антикризисных мер.
Обеспечить уточнение порядка разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в осуществлении государственной политики развития сельских территорий, включая разработку системы критериев и показателей деятельности органов власти при регулировании сельского развития.
В целях повышения доступности к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее земельно-ипотечные отношения в части ускоренного оформления земельных участков в собственность субъектов предпринимательской деятельности АПК, выработать критерии и систему мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и проработать правовой механизм, обеспечивающий изъятие у собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых в течении трех лет по назначению.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано: разработать и принять дополнительные законодательные и нормативные правовые акты о развитии сельского хозяйства регионов, предусмотрев поддержку сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в целях стабилизации развития сельского хозяйства Федерации; а также принять комплекс действенных мер, направленных на содействие устойчивому развитию региональных рынков продовольственных товаров, и недопущение необоснованного роста цен на товары первой необходимости, а также мер направленных на соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечение доступа местных товаропроизводителей к торговым сетям и другим местам торговли.

Последние новости