Недобросовестные практики торговых сетей влияют на повышение цен на продукты

Недобросовестные практики торговых сетей влияют на повышение цен на продукты

ФАС России получила дополнительные доказательства, свидетельствующие о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольственные товары. Доказательства были получены в результате проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей ПЯТЕРОЧКА (ОАО "Агроторг"); ОКЕЙ (ООО "О'КЕЙ"); ДИКСИ (ЗАО "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ"); ЛЕНТА (ООО "ЛЕНТА") с поставщиками продукции на рынке розничной торговли г. Санкт Петербурга.
ФАС России проанализировала договорную практику торговых сетей с производителями/поставщиками товаров за 2005, 2006, 2007, первое полугодие 2008 года, сообщает пресс-служба ФАС.
Антимонопольную службу заинтересовали условия поставки следующих групп товаров: молочные, кисло-молочные продукты; хлебобулочные изделия; мясо, колбасы; рыба; бакалея (крупы, макаронные изделия и пр.); соки, напитки. В каждой сети было проанализировано не менее сорока договоров с поставщиками, также дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам в целях встречной проверки.
Анализ практики соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей позволяет сделать следующие выводы:
розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей;
доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. При этом существует тенденция ежегодного увеличения объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей;
с целью компенсации дополнительных выплат поставщикам товаров необходимо пересматривать цены за поставляемый товар. Процесс пересмотра цен на поставляемую продукцию динамичен и зачастую на прямую зависит от процесса увеличения дополнительных выплат;
увеличился строк отсрочки платежей поставщикам за реализованный торговыми сетями товар. Срок отсрочки платежей в 2005 году в среднем составлял 21-25 банковских дней. Срок отсрочки платежей хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц Х5 retail Group, в 2008 году увеличился до 45-50 дней, в ряде случае доходит до 65 дней. Отсрочка платежей, по сути, представляет собой краткосрочный коммерческий кредит.
Таким образом, если поставщики товара осуществляют свою коммерческую деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций - происходит перекредитование поставщиками торговых сетей, вместе с тем, обслуживание такого кредитования осуществляют сами поставщики.
Вышесказанное полностью подтверждает позицию ФАС России по вопросу разработки мер, направленных на оптимизацию взаимоотношений торговых сетей и поставщиков товаров, в том числе в части сроков и условий платежей за поставленную и реализованную продукцию, выраженную в ходе подготовки замечаний и предложений в проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регламентирующего данные взаимоотношения.