За 2 месяца цены на продовольствие в России выросли на 3,3%

За 2 месяца цены на продовольствие в России выросли на 3,3%

В начале 2009 г. в России наблюдалось традиционное ускорение роста потребительских цен. В январе 2009 г. прирост потребительских цен составил 2,4%, в феврале - 1,7% против 2,3% и 1,2% год назад. Таким образом, после непродолжительного периода снижения темпов прироста (с 15% в августе до 13,3% в декабре прошлого года) инфляция в годовом выражении вновь начала расти и составила в январе 13,4%, а в феврале - 13,9%. Об этом сообщается в мониторинге Минэкономразвития РФ.
По данным Министерства, на продовольственные товары в январе цены выросли на 1,4%, в феврале - на 1,9%, а в целом за 2 месяца - на 3,3%, что ниже, чем год назад. Замедление связано с относительно низкой динамикой цен на плодоовощную продукцию - 9,8% за 2 месяца (13,9% год назад).
Без учета цен на плодоовощную продукцию на продовольственные товары прирост цен повысился до 2,6% (2,2% за предшествующие 2 месяца) в связи с ростом стоимости импорта из-за ослабления курса рубля. Однако удорожание продовольствия очень плавное и обусловлено начавшимися поставками в продажу импортозависимых товаров. Умеренный рост цен на продовольствие, наблюдаемый с ноября 2008 г., напрямую связан с падением платежеспособного спроса. Ритейлеры стали сдерживать цены с целью ускорения денежного оборота в ответ на дефицит кредитных средств. Также потребительские настроения населения ухудшились в связи с сокращением денежных доходов - с сентября 2008 г. наблюдается устойчивое замедление динамики розничного товарооборота продовольственных товаров.
Сдерживанию роста цен на продукты способствует снижение мировых цен на продовольственные товары (растительное и сливочное масло, молоко, сыр, мясо, рыба, кофе, чай, какао-бобы и др.) и на отечественные сельскохозяйственные товары.
Вместе с тем, наблюдается ускоренный рост цен на отдельные импортозависимые товары. В частности, ввиду крайне высокой доли импорта на рынке, включая затраты на производство товаров, за 2 месяца значительно подорожали фрукты - на 11,6%, чай и кофе - на 5,8%, замороженная рыба - на 3,4-7,5%, рис - на 4,1% и др.
В то же время, на социально значимые продукты динамика цен пока умеренная, чему способствует снижение долларовых цен на аналогичные импортные товары. В частности, на отдельных товарных рынках цены изменялись следующим образом.
С июля 2008 г. по февраль 2009 г. цена сельхозпроизводителей на пшеницу снизилась в 1,7 раза (с 7,49 до 4,35 тыс. руб.) после ее роста в 1,9 раза предыдущий сельскохозяйственный год (июнь 2008/июнь 2007). Динамика внутренних цен адекватна динамике мировых цен - падение цен с марта 2008 г. по февраль 2009 г. составило 1,9 раза. Падание цен производителей на муку менее интенсивно - с июня 2008 г. по январь 2009 г. на 18,4%. В феврале цены на муку пшеничную выросли на 3% (цена пшеницы увеличилась с 4,32 до 4,35 тыс. руб/т).
Несмотря на снижение цен на сырье, на хлеб и хлебобулочные изделия постепенный рост цен продолжается - за январь-февраль прирост на 0,6%, а с июня 2008 г. цены выросли на 5%. Такая ситуация в значительной степени связана с ростом издержек (доля основного сырья на производство хлеба в затратах составляет примерно треть), т.к. производство и продажа хлеба низкорентабельны. В связи с низким качеством муки при производстве хлеба применяются импортные улучшители (2-5% в затратах), что увеличивает затраты. Росту цен отчасти способствует и неэффективность регулирования цен на хлеб на местах. Применяемые на местах методы регулирования цен (ограничение торговых надбавок или рентабельности при производстве наиболее дешевых сортов хлеба) ведут к росту затрат и цен, так как ограничение размера надбавок стимулирует как к сокращению продаж и соответственно производства такого товара, так и к переориентации на более дорогой товар, чтобы номинально увеличить маржу торговли, отмечается в мониторинге МЭРТ РФ.
Масло подсолнечное за январь-февраль 2009 г. подешевело на 4,4%, а с сентября 2008 г. - на 9,1% вслед за снижением цен на мировых рынках (импортное подсолнечное масло с октября по январь 2008 г. подешевело на 63%). В связи с падением цен экспорт масла сократился почти на 30%, а предложение на внутреннем рынке выросло.
В целом рост цен на социально значимые продукты за январь-февраль составил в среднем 2,3% (годом ранее - 2,9%), а на остальные продовольственные товары цены выросли в среднем на 2,8% (2,2%).