Зыбкие берега молочной реки

Зыбкие берега молочной реки

Российским производителям трудно работать в условиях конкуренции.

СКРЫТАЯ ДИВЕРСИЯ

Сегодня в России работает несколько известных крупных молочных компаний, в составе которых оказались многие и многие бывшие советские заводы, произошла некоторая монополизация молочной отрасли. Есть и небольшие предприятия, в том числе созданные непосредственно на фермах. Но кто их знает? Практически полностью с экранов телевидения и из других средств массовой информации исчезла не только реклама, но и простая информация об открытии новых предприятий, и не только производителей молочных продуктов. Ну нет у нас в России никакой своей промышленности, все импортное, чужое. Между прочим, без иронии, многие так и считают. Недавно мне довелось поспорить с одним образованным человеком, который на полном серьезе возмущался: ну когда же у нас будут свои продукты! Покупатели не вчитываются в написанное на упаковке мелким шрифтом сообщение о том, что молоко или сметана произведены в Можайском районе Московской области или Республике Татарстан. На ценниках в магазинах можно прочесть, что это молоко, творог, кефир и т.д., чтобы покупатель не перепутал его с пивом или вареньем. Большинство торговых организаций не придают другим «мелочам» значения, поэтому содержание ценника предельно лаконично. На нем нельзя увидеть ни страны – производителя товара, ни состава продукта, ни адреса фирмы, как это должно быть согласно закону «О защите прав потребителей», о потере которых с тревогой говорили молочники на конференции, посвященной проблемам отрасли. Нередко за такой лаконичностью скрывается подделка.



Не случайно ведь производители молока фальсификат назвали одной из основных угроз отрасли. При «Союзмолоко» даже создана экспертная группа по выявлению фальсификата. В ходе первого рейда по торговым точкам из общего количества закупленных продуктов 50 процентов оказались подделкой. После этого были проведены плановые проверки в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Калужской области. Во время этой акции из 200 образцов молочных продуктов 107 оказались фальсификатом. В основном это «сгущенное молоко», «сыры», «сметана», «сливочное масло», «творог». Нередко такая продукция производится практически без использования главной основы – молока, как, например, плавленые сырки. В результате, как сказал председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, на российском рынке ежегодно около 4 млн тонн молока вытесняется фальсификатом. При этом средний уровень штрафа за продажу такой продукции составляет 3,5 тысячи рублей. По сравнению с производимыми объемами – копейки! Если бы еще увидеть, в каких условиях все это производится и фасуется! К сожалению, если какая-то борьба с фальсификатом и ведется, то население об этом не знает и потому не становится более бдительным.

Большинство фальсификатов производится с использованием трансжиров и пальмового масла. Люди старшего поколения знают, что в советское время в детских садах категорически запрещалось использовать маргарин, а сегодня он присутствует практически во всех продуктах: сливочном масле, кондитерских изделиях, мороженом, шоколаде – можно перечислять до бесконечности. Мало того, у фальсификаторов появилась «золотая жила» – пальмовое масло. На его основе можно сделать и творог, и сметану, добавить в печенье, кремы для тортов и так далее. Оно стоит дешево, долго не окисляется, имеет высокую температуру плавления. Некоторые специалисты утверждают, что в нем и витаминов много, и антиоксидантов, да и транспортировать его удобно. Однако, по мнению целого ряда диетологов, пальмовое масло – сильнейший канцероген. Развитые страны давно отказались от него. Правда, достойную область применения ему нашли – в промышленности пальмовое масло используется для смазывания прокатного металлургического оборудования.

Фальсификатная продукция «прячется» и на развесном рынке, доля которого на сегодня составляет 30 процентов от общего объема отрасли. А если конкретно, то вразвес в России продается 57 процентов сливочного масла, 62 – творога, 47 процентов творожной массы, 31 процент сметаны. Качество этой продукции ниже, а возможности проконтролировать – никакой. Товар реализуется в многочисленных, едва приспособленных для торговли палатках или в небольших магазинах шаговой доступности. Если бы этот сектор можно было вернуть в цивилизованное поле, то объемы производства молочных продуктов значительно выросли бы – такое мнение высказывают некоторые руководители крупных предприятий отрасли. Трудно не согласиться с этим, так как именно вразвес вместо творога продается творожный продукт, похожий на неразведенную известь, а вместо сливочного масла – маргарин, обогащенный «идентичными» ароматизаторами. Конечно, есть в этом объеме и натуральная продукция, но ее очень мало и она снабжена полной информацией о своем происхождении.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДРЫВАЕТ СПРОС

Еще один конкурент российских производителей – Белоруссия. Дружественная страна, поставляющая нам качественную продукцию, вытесняет с рынка отечественную. Успешных соседей обвиняют прежде всего в демпинге. И действительно, в республике своевременно за счет государства были модернизированы фермы и перерабатывающие предприятия. В результате в стоимости молока нет инвестиционной нагрузки. У этой страны нет ни нефти, ни газа, но она смогла найти средства для модернизации своей экономики. В результате доля Белоруссии в молочном импорте России в 2011 году по сухому и концентрированному молоку достигла 82 процентов, по цельному – 87,3 процента. В текущем году дойное стадо в республике выросло на 86 тысяч голов. Это обеспечит рост объемов производства молока на 500–600 тысяч тонн, а к 2015 году достигнет 10 млн тонн.

Поэтому крупнейшие российские переработчики молока «Данон-Юнимилк» и «PepsiCo – Вимм-Билль-Данн» планируют наращивать производство высококачественной молочной продукции в Белоруссии для ее экспорта в Россию.

Конечно, легко работать, зная, что тебе в затылок не дышит более сильный попутчик. Но если бы не конкуренция, российские производители и переработчики не прочувствовали бы своих проблем. Во-первых, в России мало молока, а качественного – еще меньше. Во-вторых, его стоимость самая высокая в мире. В-третьих, как большой минус – сезонность производства. Все эти проблемы имеют объяснение. В нашей стране есть суперсовременные фермы, построенные за счет инвесторов, кредитов, поэтому в каждом литре молока есть составляющая долга. Фермы, которые работают по старинке, не могут обеспечить производство молока высокого качества, как того требуют переработчики. Количество молока тоже не отвечает их запросам, так как в хозяйствах преобладает генетически слабое стадо. Поэтому, если даже с российского рынка уйдут белорусские продукты, проблемы россиян не исчезнут. Для их решения необходимо не сворачивание конкуренции, а реальные инвестиции государства в молочную отрасль. По мнению Андрея Даниленко, существующий сегодня уровень доходности молока в России не позволяет обеспечить модернизацию производства за счет собственных средств. Сейчас объективно необходима государственная поддержка для повышения инвестиционной активности в молочном животноводстве.


ПОКУПАЕМ РОССИЙСКОЕ?

В связи с тем, что наша страна теперь стала членом Всемирной торговой организации, у отечественных производителей появилась новая угроза – импортные продукты. На мой взгляд, этот страх несколько преувеличен, но реален. Вот совсем небольшая картинка. В супермаркете на прилавке-холодильнике упакованное в алюминиевую фольгу лежит сливочное масло: финское, белорусское и российское – «Вологодское». Последнее – трех сортов, но брикетики эти, как близнецы-братья, похожи – ни один из них не застыл от холода и в руках мнется, как пластилин, фольга в некоторых местах смешалась с содержимым упаковки, края неровные, оплывшие. Не думаю, что истинные производители «Вологодского» масла допустили бы такой брак. Наверняка это фальсификат, причем откровенный. Что же это за масло, которое не застывает в холодильнике? Из чего оно произведено? Но автор бренда жалуется, что падает потребление отечественного масла. Да такого «Вологодского» попробуешь – хорошо, если живой останешься. А в следующий раз не купишь, даже если попадется настоящее. Таких примеров можно привести тысячи. В одной палатке на рынке меня убеждали в том, что творог, который все-таки под моим давлением назвали «творожный продукт», произведен Тульским молочным заводом. Однако, открыв сайт этого предприятия, я узнала, что это вполне солидное производство, имеющее целую линейку различных упакованных продуктов, а то, что продается на рынке под его маркой, замешивается в каком-нибудь сарае приезжими из сопредельных государств рабочими.

Доверие очень легко потерять и трудно вернуть. Население доверяет белорусским продуктам, хотя цена их в магазине ничуть не ниже отечественных. Торговля нивелирует белорусский демпинг. Враг отечественных добросовестных производителей – фальсификат и полное отсутствие работы среди населения. В результате, как отмечают многие производители, в стране падает уровень потребления молочных продуктов. Сегодня он составляет, по разным оценкам, от 240 до 260 килограммов в год на одного человека – почти в два раза ниже нормы, рекомендованной специалистами по питанию. В СССР на каждого человека приходилось по 540 килограммов. Это означает, что в нашей стране традиционно люди отдают предпочтение молочным продуктам, но в современных условиях есть определенные проблемы, повлиявшие на их потребительский выбор.

В первую очередь это проблемы качества продуктов. В связи с вступлением России в ВТО произойдет снижение таможенных пошлин на молоко, сливки (сухие и сгущенные), сливочное масло с 25 до 20 процентов, а к 2017 году – до 15 процентов. Страна уже некоторое время живет по условиям ВТО, но я что-то не заметила снижения цен на указанные продукты, наоборот, все только дорожает. При таких условиях на первый план выходит качество продуктов. Для наведения порядка на молочном рынке в ближайшее время в России будет принят ряд законов, в том числе о техническом регламенте на молоко и об экологически чистой продукции. Должны также существенно увеличиться штрафы за фальсификат. Жизнь заставит работать по мировым стандартам, тем более что другого пути все равно нет.

Вера Зелинская

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №5 за 2012 год